0%

Ваш город - Москва?

Развал-схождение колес автомобиля - регулировка

Углы установки колес, в быту именуемые сход-развал, имеют большое значение для управляемости автомобиля. Процедура регулировки схода-развала нужна для того, чтобы плоскость всех колес максимально совпадала, а сцепление с дорогой было равномерным. Если то или иное колесо установлено под неправильным углом, оно не только начинает быстрее изнашиваться, но и может (за счет худшего сцепления с дорожным покрытием) привести к внезапной потере управляемости.

[photo 1]

Что такое развал и схождение?

Развал - это угол установки колеса между его вертикальной осью и плоскостью вращения. Если колесо наклонено верхней стороной внутрь, развал считается отрицательным, если наружу – положительным. Наглядное изменение развала можно наблюдать на независимой подвеске во время "поддомкрачивания" автомобиля: когда колесо без нагрузки переходит от отрицательного к положительному развалу. На современных автомобилях с независимой подвеской развал является нерегулируемым параметром. Единственный способ изменить эти углы установки – замена всего узла крепления подвески путем укорочения пружин. Поэтому, когда речь заходит о регулировке развала-схода на современном автомобиле с подвеской типа "Макферсон", на самом деле регулируется только сход.

Схождение – это угол установки плоскости вращения колеса относительно горизонтальной оси (имеется в виду ось движения автомобиля). Регулировка схождения применяется, в основном, к передним колесам и представляет собой выравнивание расстояния между передней и задней кромкой колес. Неправильное схождение является главной причиной быстрого износа протектора. Определить неправильную установку угла схождения можно самостоятельно по косвенным признакам (таким как неравномерный износ протектора и "визг" покрышек даже на небольших поворотах).

Еще один параметр установки колеса (но уже относительно оси поворота) - кастор: угол между вертикальной линией и осью, относительно которой поворачивается колесо. Этот параметр установки определяет самовыравнивание колес при движении. Лучше всего его действие иллюстрирует езда на велосипеде без рук: за счет наклона вилки, переднее колесо при движении постоянно самовыравнивается. Чем больше значение угла кастора, тем эффективней происходит самовыравнивание. Если при движении на прямой трассе ваш автомобиль начинает "уводить" в одну из сторон, то это может быть признаком разницы в касторах между колесами.

Регулировка углов схождения колес

Причины отклонения углов установки колес могут быть различными. От механического воздействия (например, при попадания колеса в глубокую выбоину) до износа рулевого механизма. Вторая причина – наиболее вероятна, поэтому перед регулировкой развала-схождения всегда необходимо сначала подвергнуть диагностике и отремонтировать подвеску и рулевое управление.

[photo 4]

Для регулировки углов наклона используется специальное оборудование – стенд развал-схождения, который может быть оптическим или компьютерным. Оптический стенд имеет большую погрешность измерения и исследует одновременно только одну ось. Поэтому, если имеется перекос кузова или задняя ось влияет на увод автомобиля, оптический стенд не сможет выявить этот дефект.

Компьютерный стенд для измерения углов установки колес имеет замкнутый контур и измеряет параметры сразу всех четырех колес. Такая диагностика характеризуется высокой точностью измерений и дает возможность выявить дефекты геометрии кузова. Кроме того, результаты компьютерных измерений могут быть распечатаны и тщательно проанализированы специалистом: что дает более полную картину состояния подвески.

В автосервисах можно также встретить компьютерные стенды "развал-схождение" с незамкнутым контуром. Эффективность измерения таких систем существенно ниже, поэтому если делать на таком стенде сход-развал, цена не всегда будет оправданной.

[photo 3]

Технически установки углов колес не различаются на иномарках и отечественных авто: поэтому, например, развал схождение ВАЗ 2109 по цене не отличается от регулировки любой другой переднеприводной иномарки. Многие считают, что для отечественных автомобилей достаточно оптического стенда, однако это утверждение не имеет под собой оснований. Развал схождение, цена которого между оптическим и компьютерным измерением, конечно, отличается – не та операция, на которой стоит экономить. Тем более, что проводится она не так часто.