Ремонт АКПП - гидротрансформатора и гидроблока, а также ЭБУ и обслуживание вариатора
Автоматизация процесса переключения передач в автомобиле возникла почти сразу после появления первой массовой машины. С течением времени механизмы совершенствовались до тех пор, пока не появилась современная автоматическая коробка передач, которая являет собой надежный и очень распространенный вид трансмиссии.
[photo 1]
Доля автомобилей с автоматической коробкой растет, на сегодняшний день можно выделить три основных типа трансмиссии: роботизированная коробка, автоматическая коробка и бесступенчатый вариатор.
Первый тип, по сути, является механической коробкой с автоматическим сцеплением и мало распространен. Полностью автоматическая трансмиссия – наиболее распространенный тип АКПП. В основе функционирования автоматических коробок – гидромеханический привод, поэтому они очень надежны и долговечны. Бесступенчатый вариатор – относительно новый вид трансмиссии, который сочетает в себе комфортную езду без рывков и более экономичный расход топлива.
Основные виды неисправностей и причины их появления
Перебои в работе автоматической трансмиссии могут быть вызваны различными причинами. Поскольку современная автоматическая коробка передач представляет собой сложный механизм с электронным управлением, основные виды неполадок можно разделить на механические и электронные. Механическая поломка обычно сопровождается посторонними шумами, периодическими отказами в работе некоторых передач, пробуксовками и т.п. Причины могут быть совершенно разные, в их числе:
- повреждение фрикционных групп, суппорта, насоса и т.д.;
- неисправность гидротрансформатора – наиболее серьезная поломка АКПП;
- неисправности гидравлического блока управления;
- разрыв клиновидного ремня вариатора, если речь идет о бесступенчатой коробке передач.
Частично диагностика механических повреждений возможна с помощью специального сканера, однако ввиду того, что одни и те же симптомы могут подходить под разные виды поломок АКПП, наиболее точную картину может дать только разборка коробки и исследование состояния ее элементов.
Неисправности электроники, управляющей автоматической коробкой передач, могут быть вызваны различными причинами, не все из которых могут быть выявлены с помощью сканера. Например, выход из строя блока управления двигателем (от которого АКПП получает данные об оборотах двигателя), неисправность блока управления АКПП, неисправность проводки, неисправность датчика положения переключения передач и прочие поломки сканер определяет не всегда. Особенно коварными являются неполадки в проводке, случающиеся из-за окисления контактов или повреждения проводов.
[photo 3]
Ремонт блока управления АКПП, как правило, не требует ее демонтажа и разборки: поэтому здесь важно только правильное диагностирование причины неполадок. Некоторые неисправности можно ликвидировать очень быстро, однако это не касается случаев механических повреждений: тут придется подождать и раскошелиться.
Порядок ремонта АКПП
Любой ремонт АКПП должен начинаться с диагностики. Для этого используют сканер, позволяющий считывать коды ошибок, выдаваемых блоком управления двигателем и коробкой передач. По результатам первичной диагностики определяются возможные причины неисправности автоматической трансмиссии. Если они связаны с механическими компонентами, производится демонтаж коробки передач и поиск дефектных деталей. Следует понимать, что капитальный ремонт АКПП дешевым быть не может по определению и однозначного ответа на вопрос: «сколько стоит ремонт АКПП?» быть не может. Например, ремонт гидротрансформатора АКПП – один из самых дорогостоящих видов ремонта, причины которого обычно связаны с неправильной эксплуатацией автоматической коробки.
[photo 4]
Но есть и закономерности: автоматические коробки последних поколений будут наиболее дорогостоящими в ремонте. Так, ремонт АКПП Мерседес или Фольксваген невозможен без фирменного диагностического оборудования, которое есть не во всяком автосервисе: поэтому необходимо уделять большое внимание своевременному обслуживанию коробки передач этих автомобилей.
После отбраковки и замены неисправных деталей, коробка передач собирается и проводится ее тестирование на автомобиле.