Чип-тюнинг двигателя - дизельных и бензиновых авто
Двигатель современного автомобиля управляется электронными контроллерами, от настройки которых зависят многие параметры и режимы работы. Чип-тюнинг двигателя - это один из видов тюнинга, связанный с перенастройкой управляющей программы (для достижения более высокой мощности). Реже чип-тюнинг проводится для целенаправленного повышения экономичности двигателя. Этот вид тюнинга предполагает настройку ЭБУ (электронного блока управления) таким образом, чтобы параметры работы двигателя оптимально соответствовали климатическим и топливным условиям эксплуатации: так как в большинстве автомобилей эти показатели усредняются производителем.
[photo 1]
Этапы настройки ЭБУ
Настройка управляющего блока, по сути, являет собой процесс перепрошивки электронного устройства с помощью специального устройства и включает в себя 3 этапа:
- считывание данных ЭБУ;
- внедрение новых данных в прошивку;
- запись новой прошивки в память контроллера.
Для автомобилей, выпущенных после 1997 года, считывание и запись прошивки (вышеназванный первый этап) проводится через сервисный разъем, с помощью специального сканера. Автомобили, выпущенные до указанного срока, теоретически тоже можно перепрошить, но для этого потребуется специалист очень высокой квалификации, так как данная операция предполагает демонтаж и даже выпаивание некоторых элементов ЭБУ. Целесообразность чип-тюнинга автомобиля старше пятнадцати лет тоже вызывает большие сомнения.
Существует и более новый вид считывания и записи информации с контроллеров фирмы Motorola – режим фоновой отладки. Он присутствует не на всех автомобилях и поэтому применяется ограниченно.
Второй этап, - изменение параметров прошивки, - наиболее сложный и ответственный. Специалист по редактированию прошивки ЭБУ должен разбираться не только в программе редактирования, но и в особенностях того или иного двигателя. Дело в том, что основная задача изменения прошивки ЭБУ – оптимизация параметров работы: поэтому необходимо нейтрализовать слабые места, не затронув те параметры, которые настроены корректно. Сложность этого процесса в том, что не все калибровочные параметры можно вычислить с помощью программ. Программное обеспечение помогает выстроить калибровочные таблицы, но определить, к какому параметру они относятся, должен сам специалист.
В последнее время получили распространение программы, которые позволяют регулировать только известные параметры контроллера в графическом виде. Однако это возможно, только если имеется база данных именно на ваш тип двигателя.
Чтобы выяснить, за что отвечают те или иные параметры, разработчикам программного обеспечения приходится изучать алгоритм работы прошивок. Такие программы – самые надежные: они умеют автоматически проверять контрольные суммы прошивочных данных.
[photo 3]
В качестве альтернативы чип-тюнингу часто используется метод бокс-тюнинга. Он подразумевает установку дополнительного электронного устройства, которое изменяет сигналы, поступающие к системе впрыска от ЭБУ. Этот относительно простой метод изменения мощности двигателя может быть выполнен самостоятельно. К тюнинг-модулю прилагается инструкция по установке, а само устройство подключается к стандартным разъемам. Разумеется, оптимизация от такого тюнинга будет минимальной, а прирост мощности небольшим.
Выгода от чип-тюнинга
Чип-тюнинг, цена которого всецело зависит от модели и года выпуска автомобиля, в конечном итоге дает разный эффект на разных типах двигателя. Так, на автомобилях с турбокомпрессорным двигателем корректировка значений ЭБУ помогает увеличить давление наддува и прирост мощности может достигать 40%. На атмосферных двигателях этот показатель имеет предел примерно в 12%.
Очевидная выгода от чип-тюнинга любых автомобилей – снижение расхода топлива. Изменение прошивки - это, прежде всего, оптимизация параметров работы двигателя, которые заложены производителем. Поэтому, вопреки сложившемуся мнению, расход топлива после тюнинга снижается. Разумеется, это зависит от того, какие параметры работы двигателя заложены производителем (например, чип-тюнинг ВАЗ может и не дать ожидаемого прироста мощности).