Ремонт катализаторов - замена на пламегаситель, трубу
Автомобильный катализатор (или каталитический конвертер-нейтрализатор) - это система нейтрализации выхлопных газов, призванная снизить токсичность выхлопа. Принцип его действия основывается на контакте выхлопных газов с поверхностью катализатора, на которую нанесено специальное напыление. В результате контакта запускается реакция окисления: в выхлопных газах остается только азот и диоксид углерода. В современных автомобилях с двигателем, соответствующим нормам Евро3 и Евро4, за катализатором устанавливается второй датчик: который диагностирует работу катализатора (если последний выходит из строя, загорается сигнальная лампа «check»).
Причины проблем с катализатором
Ремонт катализатора может потребоваться в двух основных случаях: полном разрушении устройства или снижении его пропускной способности. Происходит это из-за особенностей конструкции узла: для наиболее полного охвата площади выхлопных газов, катализатор имеет плотную ячеистую керамическую структуру. Некачественное топливо, а также неполное сгорание топливной смеси приводит к тому, что соты катализатора забиваются сажей и микрочастицами грязи. А это, в свою очередь, увеличивает давление на катализатор: по периметру устройства появляются так называемые "прогары", куски керамики начинают болтаться в корпусе резонатора и разрушаться. Кстати, соты могут разрушиться от механического воздействия – удара днищем о препятствие.
Косвенными признаками забившегося катализатора являются: снижение тяги, плавающие обороты и т.п. Разрушение керамических сот катализатора может сопровождаться дребезжанием или гулом пустого бачка. При появлении любого из этих признаков необходимо проверить состояние узла.
Виды ремонта катализатора
Ремонт катализаторов – не совсем точный термин, так как ремонту этот элемент выхлопной системы не подлежит. В большинстве случаев речь идет о замене или подмене катализатора. Здесь существуют всего 3 варианта решения проблемы:
- установка оригинального катализатора;
- замена катализатора на универсальный;
- замена катализатора на пламегаситель.
Первый вариант является самым дорогостоящим, особенно в случае, когда речь идет о свежем автомобиле. Жесткие нормы выхлопа двигателя по стандарту Евро4 предполагают использование в катализаторе дорогих металлов – палладия, родия, платины, - в качестве напыления на керамические соты. Замену катализатора на оригинальный осложняет еще и тот факт, что на некоторых автомобилях количество катализаторов достигает четырех, а цена на каждое устройство может быть и 20 тысяч рублей.
Стоимость замены катализатора на универсальный является более приемлемой, но так же зависит от норм выхлопа, которым соответствует двигатель. Чем выше норма (Евро2, Евро3 или Евро4), тем дороже будет и стоимость универсального катализатора. Конечно, замена катализатора на Калине или любом другом отечественном авто будет существенно дешевле аналогичной операции на иномарке: из-за более низких норм, которым соответствует двигатель. И, тем не менее, эта операция – существенный удар по кошельку владельца. Сэкономить здесь можно только на самостоятельной замене, которая вполне осуществима при наличии эстакады или ямы в гараже.
Замена катализатора на пламегаситель, цена которого существенно ниже предыдущих вариантов, возможна только в России, где нормы выхлопов существенно занижены. Пламегаситель разбивает выхлопные газы для нормальной работы основного глушителя, выполняя роль первичного глушителя, однако его установка требует дополнительного внедрения контроллера в систему. В противном случае второй датчик, установленный за катализатором, будет постоянно показывать ошибку. Надо заметить, что такое изменение конструкции автомобиля может попасть под действие статьи 8.23 КОАП РФ и грозит владельцу запретом эксплуатации автомобиля.
Замена катализатора на прямоточную трубу чревата быстрым выходом из строя основного резонатора глушителя, поэтому прибегать к таким радикальным мерам решения проблемы неисправного катализатора мы настоятельно не рекомендуем..